Главный враг.

 

          Как они знакомы – желтые разводья ржавчины на некогда блестящем металлическом предмете.

            Археологи, обнаружить при раскопках железный наконечник копья, с великими предосторожностями извлекают его из почвы, чтобы находка не рассыпалась в прах, не превратилась в порошок ржавчины.

         Громадные океанские суда время от времени приходится отводить в доки на капитальный ремонт. Менять изъеденную морской водой металлическую обшивку днища и бортов.

         Ржавление, или коррозия, - вот пример постоянно действующего стихийного бедствия. Десять процентов металла, ежегодно добываемого человечеством, приносится в жертву коррозии. Миллионы тонн металла, окисляясь, теряют свои качества – прочность и эластичность, теплопроводность и электропроводность. Важнейшие металлические детали и конструкции приходиться заменять.

         Почему же металлы подвергаются такой напасти? Оказывается, большинство металлов в свободном виде недостаточно устойчивы. Они, кто легче, кто труднее, окисляются. Быть в форме соединений выгоднее.

         Как происходит коррозия? Вот металл соприкасается с воздухом, и  первые кислородные молекулы садятся на его поверхность. Образуется, первые молекулы окиси. Проходит время, окисная пленка становится все толще. Она, однако, представляет собой своеобразное решето. Наружу через него «просеиваются» атомы металла, чтобы тут же соединиться с атомами кислорода. И атомы кислорода проникают в глубь металла и разъедают его изнутри, подобно раковой опухоли. Разрушать металл может не только кислород, но и другие газ: хлор. Фтор, сернистый газ, сероводород. Такой вид коррозии называется газовой. Для защиты от нее поверхность железных и стальных изделий покрывают алюминием. Он стоек против коррозии.

         Сильному разрушению металл подвергается при соприкосновении с различными растворами. Здесь тоже показывает свои зубы коррозия.

         Кто – то остроумно заметил: эпоха металлов - это эпоха изобретения всевозможных средств борьбы с коррозией. Универсальных нет, но достаточно эффективных множество. Здесь и применение ингибиторов-веществ, резко понижающих скорость коррозии. И использование защитных покрытий: от масляных красок до прочных металлических пленок. И введение в сплавы специальных добавок, повышающих устойчивость против коррозии.

          Удается ли человеку когда-нибудь навсегда справиться с коррозией? Вот вопрос, который ждет ответа.